Путешествие в будущее
Марк Райс
С 11 сентября 2001 года, если следовать логике Эренбурга, наступил XXI век; его начало также сопровождалось переломом в развитии сёрьёзной музыки. А именно, соотношение традиционной и компьютерной музыки резко изменилось в пользу последней. Конечно, предсказывать будущее всегда рискованно, но мне кажется, что в последующую эпоху компьютерная музыка станет господствующей.
Как и в раньше, будущее возникло в недрах прошлого. Компьютерная музыка представляет собой своеобразный синтез электронной музыки (вида сонористики, где композиторы стремились создать новые тембры с помощью электронных средств) с идеями додекафонистов и постдодекафонистов по созданию строгих форм; но формы эти должны были быть настолько более сложными, что рассчитать строение музыкального целого можно было бы только с помощью машины.
Первое компьютерное произведение - "Стохастические вариации" греческого композитора Яниса Ксенакиса - было создано 1952 году, т.е. через год после изобретения компьютера. Его математическая основа была ещё сделана "вручную", компьютер лишь обрабатывал результаты. Поначалу компьютеры были электронно-вычислительными машинами (ЭВМ), работавшими с помощью специальных языков программирования; впрочем, первый из них - Fortran - был создан только в 1957 году. Лишь с 1977 года, со времени создания персонального компьютера, а затем, в 1981 году, и первой компьютерной программы в современном смысле слова, началось триумфальное шествие компьютерной музыки по всему миру.
Уже сейчас с помощью компьютера можно воссоздать все тембры традиционной музыки. В специальных студиях же можно получать новые тембры, использовать звуки окружающего мира, человеческой речи, шумы. Всё это можно преобразовывать множеством способов, начиная с приёмов музыки традиционной и кончая теми, которые появились на свет лишь с развитием электроники. Сейчас композитор уже не должен сам заниматься вычислениями; это за него делает техника; а автор является столь же "свободным художником", как и в прежние времена.
Таким образом, компьютерная музыка счастливо сочетает в себе строгость додекафонии, красочность сонористики, "внемузыкальные" составляющие конкретной музыки и свободу алеаторики. А так как компьютерная музыка создаётся непосредственно на носитель звука, она в принципе не нуждается в нотной записи; думаю, это революция не меньшая, чем в своё время изобретение нотного письма: ведь так произведения будут сохраняться гораздо точнее, и притом в том виде, в котором их задумал автор; к тому же, в отличие от традиционной музыки, он может проверить звучание музыки уже в процессе её создания.
Сейчас совершенствование компьютеров идёт семимильными шагами; это может уже в обозримом будущем привести к такому расцвету музыки, которого не знали предыдущие времена.